Что такое речевые клише в тексте и почему их нужно избегать

klishe v tekste

Речевые клише в тексте часто путают со штампами. Они, действительно, похожи, но разница есть. Клише – это готовые речевые обороты, которые применяют для стилистического оформления информации в научных статьях, деловой и технической документации, политических спичах. Но не используют в живой речи.

В этой статье я расскажу и покажу на примерах, что такое речевые клише в статьях и почему рерайтерам/копирайтерам следует их избегать.

Откуда взялся термин «речевые клише»?

Первоначальный смысл слова «клише» – типографский шаблон для печати. Это металлическая, деревянная или резиновая форма, на которую наносят слой краски и делают оттиски.

Применительно к речи, слово «клише» используют в переносном смысл, но суть та же – растиражированные стереотипные речевые конструкции, шаблоны. Они помогают выдерживать определенный стиль изложения в разных сферах – науке, политике, образовании и т.д.

Вот примеры типичных фраз-клише:

  • В свете последних событий/новостей
  • Стремимся быть лучшими из лучших
  • Используем только качественные материалы
  • Выполним в срок и на самом высоком уровне.

Наверняка вы сталкивались с похожими фразами на сайтах или в СМИ.


Познакомьтесь с тонкостями текстов для сайтов в бесплатной Школе начинающих рерайтеров


Почему речевые клише недопустимы в статьях для сайтов

Начнем с того, что это шаблонные фразы со всеми присущими им свойствами:

  • неуникальные
  • избитые, а потому неинтересные
  • не относятся к конкретной сфере, поэтому Яндекс считает их стоп-словами.

Речевые клише не используют в живой речи – это канцеляризмы. А ведь в статьях мы стремимся наладить доверительные отношения с читателями, поэтому канцелярские обороты недопустимы.

Еще один важный момент. Клише – это обтекаемые обобщенные выражения, в них нет конкретных и полезных сведений для читателя. Задача же любой статьи на сайте – привлечь внимание потенциальной аудитории. Это невозможно, если текст содержит смысловую воду. 

Обобщим

Мы разобрались, что такое речевые клише в тексте и для чего их используют. И сделали вывод, что стереотипные обороты, это: 

  • фразы с низкой уникальностью
  • не содержат полезной информации
  • используются всеми подряд
  • мертвый канцелярский язык
  • Яндекс считает их стоп-словами.

Вывод: шаблонные выражения мешают выстраивать доверительные отношения с читателями и снижают качество текста для поисковых систем. Такой текст не будет эффективным инструментом продвижения. Поэтому стереотипные фразы нельзя использовать в статьях для сайтов, постах, продающих текстах, сценариях к видеороликам. 

Инна Копичникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *