
Речевые клише в тексте часто путают со штампами. Они, действительно, похожи, но разница есть. Клише – это готовые речевые обороты, которые применяют для стилистического оформления информации в научных статьях, деловой и технической документации, политических спичах. Но не используют в живой речи.
В этой статье я расскажу и покажу на примерах, что такое речевые клише в статьях и почему рерайтерам/копирайтерам следует их избегать.
Откуда взялся термин «речевые клише»?
Первоначальный смысл слова «клише» – типографский шаблон для печати. Это металлическая, деревянная или резиновая форма, на которую наносят слой краски и делают оттиски.
Применительно к речи, слово «клише» используют в переносном смысл, но суть та же – растиражированные стереотипные речевые конструкции, шаблоны. Они помогают выдерживать определенный стиль изложения в разных сферах – науке, политике, образовании и т.д.
Вот примеры типичных фраз-клише:
- В свете последних событий/новостей
- Стремимся быть лучшими из лучших
- Используем только качественные материалы
- Выполним в срок и на самом высоком уровне.
Наверняка вы сталкивались с похожими фразами на сайтах или в СМИ.
Познакомьтесь с тонкостями текстов для сайтов в бесплатной Школе начинающих рерайтеров
Почему речевые клише недопустимы в статьях для сайтов
Начнем с того, что это шаблонные фразы со всеми присущими им свойствами:
- неуникальные
- избитые, а потому неинтересные
- не относятся к конкретной сфере, поэтому Яндекс считает их стоп-словами.
Речевые клише не используют в живой речи – это канцеляризмы. А ведь в статьях мы стремимся наладить доверительные отношения с читателями, поэтому канцелярские обороты недопустимы.
Еще один важный момент. Клише – это обтекаемые обобщенные выражения, в них нет конкретных и полезных сведений для читателя. Задача же любой статьи на сайте – привлечь внимание потенциальной аудитории. Это невозможно, если текст содержит смысловую воду.
Обобщим
Мы разобрались, что такое речевые клише в тексте и для чего их используют. И сделали вывод, что стереотипные обороты, это:
- фразы с низкой уникальностью
- не содержат полезной информации
- используются всеми подряд
- мертвый канцелярский язык
- Яндекс считает их стоп-словами.
Вывод: шаблонные выражения мешают выстраивать доверительные отношения с читателями и снижают качество текста для поисковых систем. Такой текст не будет эффективным инструментом продвижения. Поэтому стереотипные фразы нельзя использовать в статьях для сайтов, постах, продающих текстах, сценариях к видеороликам.
Инна Копичникова