
В русском языке есть много правил по написанию числительных. Но рерайтеры/копирайтеры их обычно игнорируют, потому что не знают. А ведь от правильного написания числительных зависит, сможет ли автор донести нужные смыслы до читателей. В этой статья я расскажу, как писать числительные в тексте: цифрами или словами.
Когда вместо цифр пишут слова
Если речь идет о десятках и сотнях тысяч, миллионах и миллиардах, лучше с цифрами и/или вместо них использовать слова. Например:
- Копирайтер может зарабатывать в месяц от 50 до 150 тысяч рублей.
- Профессия рерайтер пришла в Рунет четверть века назад.
В первом случае мы вместо нулей написали слово «тысяч» – так не придется вчитываться, чтобы понять смысл, информация заходит с первого раза.
Во втором примере мы 25 (лет) заменили на четверть века. С одной стороны, проще воспринять информацию. С другой – «четверть века» выглядит солиднее, чем 25 лет. Поэтому заменять цифры словами можно еще и в случаях, когда хочется сделать цифру более весомой.
Если числительное имеет падежное окончание, а мы пишем цифру, читатель обязательно споткнется на такой фразе. Ведь ему мысленно нужно поставить цифру в нужный падеж, чтобы понять логическую связь. Сравните:
- Собирают около 3 вагонов лома и отправляют на завод. – Собирают около трех вагонов лома и отправляют на завод.
- Эту сумму распределили между 5 исполнителями, а 6 был в отпуске. – Эту сумму распределили между пятью исполнителями, а шестой был в отпуске.
Когда числительные пишут арабскими цифрами
В русском языке арабскими цифрами принято писать даты – нас этому учат со школы. Поэтому у читателей числительные в датах не вызывают затруднений.
- 19 марта 2023 года в Казахстане пройдут выборы.
- В 2017 году вышла первая версия моего тренинга по рерайтингу.
Арабскими цифрами пишут, если необходимо сосредоточиться на числе. Например:
- Небольшая новостная статья стоит 1000 рублей. Чтобы заработать 30000 рублей в месяц, нужно писать в день по статье.
- За год я заработала больше 1000000 рублей на статьях.
Важный момент: не нужно перегружать цифрами текст. Когда их много, читать и воспринимать суть сложно. А некоторые читатели могут начать высчитывать в уме:
- Новостная статья объемом 2000 знаков стоит 1000 рублей. А продающий текст для лендинга – в 10 раз дороже: 10000 рублей. Чтобы заработать 30000 рублей в месяц, нужно написать 30 новостей или 3 текста для лендинга.
Перегруз цифрами затруднит восприятие текста, и ключевые смыслы могут остаться незамеченными.
Когда используют римские цифры
Их принято использовать в нескольких случаях. Всем известный – для обозначения веков. Однако, если римских цифр в тексте много, текст становится трудночитаемым.
Сравните:
- Северная война – событие XVIII века.
- Северная война – событие 18 века.
- Северная война – событие восемнадцатого века.
Сайт «Грамота» уточняет, что использовать арабские цифры для указания века не запрещено, хотя и не принято.
Второй случай, когда традиционно используют римские цифры – нумерация курсов. Например: студенты I—III курсов.
Третий случай – нумерация кварталов года: в I—II кварталах 2023 года.
Можно написать и арабскими числительными, но тогда потребуется наращение:
- Студенты 1-3-го курсов
- В 1-2-м кварталах 2023 года
А так писать и читать сложнее.
Если в тексте много цифр…
В этом случае придется комбинировать разные варианты числительных – писать и цифрами, и словами. Важно сохранить такой баланс, чтобы любая цифра легко читалась и воспринималась сходу.
Пример:
В конце восьмидесятых Алма-Ату называли городом-садом. Но за 40 лет количество зеленых насаждений сократилось вдвое. Сегодня Алматы входит в топ-5 самых загрязненных городов мира.
Для чего все эти танцы с бубном
Все просто. С помощью текстов на сайте компания налаживает контакт с потенциальными клиентами. В будущем они станут реальными, если доверие будет установлено.
А если текст сложный, никто не станет тратить время – ведь ту же информацию можно найти в более удобном и простом варианте. Человек уйдет на другой сайт, а компания потеряет потенциального клиента.
В моменте это кажется несущественным. А в масштабе нескольких месяцев/лет – это значительная упущенная прибыль. Именно поэтому компании предпочитают работать с грамотными копирайтерами.