Правила делового общения копирайтера с заказчиком

72336603Неопытный копирайтер даже не подозревает, что существуют правила делового общения. Поэтому новичка распознают еще на стадии переговоров. И нередко отказывают.

Причина в том, что бизнес-отношения давно уже выстраивают, опираясь на понятные человеческие ценности. И если два человека не совпадут по ценностям, сотрудничества не будет.

В этой статье я расскажу об основных правилах делового общения с заказчиком и о том, почему так важно их соблюдать.

Как общаться с заказчиком, чтобы с вами хотели сотрудничать

Начну с истории. В 2005 году я работала в редакции журнала. Одна наша сотрудница всегда рьяно отстаивала свою точку зрения. Главный аргумент: меня наняли как специалиста и я делаю так, как считаю нужным. В редакции она задержалась ненадолго… Это я к вопросу о том, как общаться с заказчиком, чтобы ему хотелось с вами сотрудничать.

А теперь давайте разберем 6 важных правил общения с заказчиком.

1. Покажите заказчику, что вы заинтересованы решить его задачу

Если вы продемонстрируете, что заинтересованы решить задачу заказчика, то расположите его к себе. Что для этого нужно сделать:

  • вникнуть в суть проблемы, задачи — а для этого нужно внимательно выслушать
  • задать уточняющие вопросы, чтобы выяснить, на какой результат рассчитывает заказчик и понять, чем вы сможете ему помочь
  • предложить варианты решения.

С таким деловым подходом вы сразу создадите о себе хорошее мнение. Заказчик увидит в вас профессионала и начнет доверять.

2. Уточните, какой именно результат хочет получить заказчик

Это важно. Ведь если вы не понимаете, какой нужен результат, вы не сможете эффективно решить задачу. Бывает так, что заказывают одну услугу, а для достижения нужного результата нужна совсем другая. И вы как профессионал обязаны в этом разобраться и подсказать.

После того, как заказчик обрисует ситуацию, скажите:

— Александр Петрович, я правильно вас понял, вы хотите получить такой-то результат?

Если ответ утвердительный, предлагайте варианты решений. Если нет, докапывайтесь до истины с помощью наводящих вопросов. Такой подход избавит вас от ситуации, когда вы сделали работу, а результат не удовлетворил заказчика. Бессмысленно потом говорить, что он сам четко не обозначил задачу — это ответственность копирайтера.

3. Общайтесь с заказчиком на понятном языке — без профессиональных жаргонизмов

Этим часто грешат новички — чтобы выглядеть солиднее в глазах заказчика, используют профессиональные жаргонизмы. Так нельзя поступать по двум причинам:

  1. Заказчик не обязан разбираться в копирайтерских терминах — он для того и оплачивает работу специалиста, чтобы самому не вникать в детали.
  2. Если заказчик начнет разговаривать с вами языком бизнес-терминов, вы тоже ничего не поймете. И вам будет неприятно чувствовать себя профаном. Поэтому уважаем наших заказчиков и не пытаемся самоутвердиться за их счет.

4. Не спорьте с заказчиком — он лучше знает свой бизнес  

Примите за аксиому, что заказчик лучше знает свой бизнес — он его создал. И у него есть свое представление, как должен выглядеть готовый проект. Если его видение не совпадает с вашим — это нормально. Поэтому не спорьте — действуйте дипломатично:

— Александр Петрович, как вы считаете: если мы сделаем вот так, поможет ли это лучше решить нашу задачу? (делитесь своим планом и аргументируете, почему именно так).

Суть в том, что вы не лезете на рожон, чтобы отстоять свою точку зрения, а советуетесь — то есть доверяете его опыту и признаете авторитет. Такое уважительное отношение не останется незамеченным: заказчик обязательно обдумает ваше предложение. И если оно действительно дельное, согласится.

5. Сразу предупредите заказчика, что пришлете ему список вопросов

Это тонкий момент. Копирайтер не может знать специфических моментов бизнеса своего заказчика. Поэтому он должен собрать список вопросов и отослать заказчику. Об этом нужно предупредить еще до начала сотрудничества, поскольку этот момент сдвигает сроки исполнения заказа.

Если заказчик ссылается на занятость, объясните ему, что эффективность текста зависит от понимания вами специфику данного бизнеса. Не злоупотребляйте временем заказчика — старайтесь собрать как можно более полный список вопросов. На это обычно требуется 2-3 дня.

6. Будте доброжелательны

Всегда будьте доброжелательны, даже если вы не согласны с заказчиком. Во-первых, последнее слово все равно за ним — зачем тратить попусту нервы? Во-вторых, деловую этику никто не отменял. А человек, который не умеет держать себя в руках, очень проигрывает в глазах заказчика.

Каких ошибок нужно избегать при общении с заказчиками

Многие начинающие копирайтеры грубо нарушают правила делового общения с заказчиками, пытаясь давать советы, которых у них не спрашивают. Это индикатор непрофессионализма. Высказать свое мнение уместно, если заказчик поинтересовался, что думаете вы по поводу обсуждаемой темы. 

Вторая ошибка — говорить о сумме гонорара вместо того, чтобы подробно расспросить заказчика о его задаче. В этом случае у потенциального клиента сложится впечатление, что для вас важнее деньги, а не помощь заказчику. Это неправильный подход и его не нужно практиковать, если хотите быть востребованным специалистом.

Вот такие маленькие хитрости о правилах делового общения с заказчиками, от которых зависит ваш большой успех. Комментируйте, дополняйте меня и подписывайтесь на обновления блога, чтобы всегда быть в курсе новых тем. Крепких вам деловых связей!

Ваша Инна Копичникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 comments

  1. С некоторыми клиентами бывает весьма тяжело общаться. Раньше хваталась за любые заказы, лишь бы деньги платили. Последнее время часто отказываю, если не могу найти с заказчиком общий язык.

    • Инна Копичникова:

      И это считаю правильно, NI4KA. Так, по крайней мере не будет плохих отзывов.