Всех приветствую, коллеги! Поговорим еще об одном способе улучшить свой текст. Речь пойдет о словах-паразитах, которые засоряют нашу письменную речь.
Вы, наверное, удивитесь: какие могут быть паразиты в тексте! Это в устной речи их полным-полно. Не удивляйтесь, их и в статьях хватает, просто они хорошо маскируются. Начинающие авторы, придумывая умные фразы, даже не подозревают, что как раз здесь и прячутся эти коварные ошибки. Итак, принимаемся за чистку.
Какие слова считаются паразитами
Если говорить простым языком, слова-паразиты — это те, что повторяются к месту и не к месту. Начнем со всеми нами любимого слова «очень». Казалось бы, его употребление оправдано: подчеркивает важность, ставит акцент. Но если учесть, что у многих авторов оно встречается через предложение, вопрос о важности отпадает. Удаляйте его без сожаления, смысл не исказится. А если акцент все же необходим, замените синонимом.
Далее следуют слова:
- вот
- так сказать
- как бы
- то есть.
Считается, что частое повторение некоторых слов – это признак маленького словарного запаса и, конечно же, показатель культуры речи. У большинства из нас в устной речи присутствуют какие-то изъяны. Но переносить их в текст совершенно незачем. Даже если стиль вашей статьи разговорный, он должен быть безупречным.
Следом эстафету перенимают слова:
- вообще
- значит
- в принципе
- как говорится
- короче
- просто
- собственно
- на самом деле.
Всем им также место в мусорной корзине. Этот список далеко не полный, но наиболее популярный.
Перечисленные слова встречаются не только в письменной речи, но и в устной. Не стану говорить о необходимости избавляться от этой привычки – сорить лишними словами. Думаю, Вы и так прекрасно понимаете. Вместе с тем, обращайте внимание, когда пишете тексты. Если какое-то слово стало часто появляться, заменяйте его синонимами, чтобы это не выглядело, как слово-паразит.
Слова, которые приравниваются к паразитам
Их очень любят непрофессиональные авторы, госслужащие и те, кому приходится писать пресс-релизы. Но если для пресс-релизов это в порядке вещей, то для статьи, которую будут читать люди, явный перебор.
Запомните их и никогда не употребляйте:
- данный
- является
- осуществлять
- наличие
- согласно чего-то.
Список, как Вы понимаете, тоже далеко не полный. Эти слова на профессиональном сленге называются канцеляризмами. Ими часто увлекаются авторы, которые пишут статьи для сайтов компаний в а-ля корпоративном стиле. Чувствуете сарказм в моих словах? И не зря. Корпоративным стиль делают не эти и подобные им слова, а особая структура текста. В нее я еще не углублялась, но кое-что с примерами можете почитать в статье «Как написать текст в деловом стиле».
Теперь Вы знаете самые распространенные слова-паразиты «в лицо» и сможете дать им отпор при необходимости. Есть что дополнить или спросить – жду в комментариях. И желаю Вам легких, изящных и читаемых на едином дыхании текстов, не обремененных всяким словесным мусором.
Ваша Инна Копичникова
8 comments
Спасибо за статью, буду обращать внимание на эти слова в статьях.
Рада, что статья оказалась Вам полезной.
Инна прочитал статью и неуютно стало. Такое ощущение как голый сижу. У меня оказывается этого мусора навалом.
Если всё почистить то и нечего читать будет. Будем исправляться в дальнейшем. Благодарю за подсказку.
Сергей, после чистки останется только полезная информация, самая суть, и это круто. Ведь люди читают статьи ради нее.
Да, иногда не задумываешься о таких «мелочах», а потом перечитываешь свой же текст и глаз режет. Спасибо, что ещё раз обратили внимание на эту проблему.
Владимир, спасибо за отзыв. Рада, что статья была Вам полезна.
Знал конечно, что у меня есть одно словечко подлое. Буду избавляться от него. Спасибо!
Если знаете об огрехах, значит скоро исправите. Главное — это сделать первый шаг, понять, где требуется докрутка) Все остальное пойдет по инерции. Спасибо, Алексей, за участие в обсуждении