У каждого практикующего копирайтера время от времени возникают проблемные ситуации с заказчиками. Они отнимают нервы, силы и время. Но самое обидное – результат от этого лучше не становится. В этой статье расскажу о пяти нежелательных моментах, как их избегать и что делать, если они все-таки наступили.
1. Бесплатная тестовая статья
Иногда соискателей на должность копирайтера компании просят выполнить небольшое тестовое задание. Обычно оно не связано с написанием текста – заполнить анкету, пройти тестирование или ответить на вопросы HR-менеджера. Это нормальная практика.
Но если вы работаете на фрилансе, а заказчик хочет, чтобы вы бесплатно написали текст в качестве тестового задания – это больше похоже на развод. В любом случае у фрилансера время – деньги и он не может позволить себе роскошь работать бесплатно.
Какие есть варианты? У вас должно быть оформленное портфолио. Если вы новичок – просто примеры работ, если опытный специалист – с отзывами клиентов. Скажите заказчику, что портфолио у вас как раз для таких случаев – чтобы не тратить драгоценное время.
Другой вариант – предложить выполнить тестовое задание по более низкой стоимости, но не бесплатно. И советую взять 100% предоплату – меня несколько раз кидали даже на таких дешевых тестовых заданиях. Не повторяйте моих ошибок – цените свое время и труд!
Научитесь писать в 3 раза быстрее с курсом «Технология создания статей с помощью нейросети»
2. Заказчик не отвечает на уточняющие вопросы
Эта проблема актуальна для тех, кто пишет статьи на биржах контента. Я тоже через такое проходила: в лучшем случае отвечали, что все написано в ТЗ. А чаще – вообще игнорировали мои вопросы.
Вряд ли эту ситуацию можно исправить. Дело в том, что заказчики текстов на биржах – SEO-оптимизаторы, то есть специалисты по продвижению сайтов в поиске.
Специфика их работы требует большого количества статей – каждый ведет одновременно по нескольку сайтов и заказывает сразу много текстов, причем разным авторам. У таких заказчиков физически нет времени отвечать на вопросы рерайтеров – некогда будет делать свою работу.
Если ТЗ толковое – автору повезло, а если заказчик не счел нужным расписать детально – будут вопросы и переделки.
Чтобы не попадать в такие ситуации, я рекомендую всем своим подписчикам и читателям освоить базовые навыки профессии. Тогда вопросов не будет.
3. Заказчику не нравится
Я в такую ситуацию однажды попала не с текстом, а с монтажом видеоролика. Меня друзья попросили срочно смонтировать видео. Пыталась выяснить, для каких целей – не сказали.
Когда отдала готовую работу, главная заказчица взялась креативить. Но я напомнила, что задача была – сделать нарезку без уточнения целей. Нарезку я сделала, работа выполнена.
В итоге заказ мне оплатили. Но отношения с друзьями испортились. Похожие ситуации возникают на каждом шагу и в рерайтинге.
Как избегать дурных историй? Всегда выясняйте конечную цель. Задавайте заказчику уточняющие вопросы, чтобы понять, для чего ему нужен этот текст.
Если ваша статья не нравится – спросите причину и поймете, что нужно исправить. Если заказчик не может аргументировать – это уже из области «сделай то, не знаю, что». Мое мнение – сразу расстаться с таким заказчиком, поскольку угодить человеку, который не знает, чего хочет, нереально. А чтобы не кинули с гонораром, всегда берите предоплату.
4. Задержка оплаты или кидалово
Такой печальный опыт у меня тоже есть. Он научил меня работать только по 100% предоплате.
Засада в том, что распознать на стадии переговоров проблемного заказчика невозможно. Единственный звоночек, который может насторожить: вам под любым предлогом не дадут предоплату. Даже не откажут, а сошлются на якобы форс-мажорные обстоятельства, которые вот-вот разрешатся.
Не теряйте бдительность – ждите предоплату. Начнете работать до получения денег – рискуете остаться без гонорара.
5. Заказчик меняет задание в процессе работы или когда все готово
Еще одна скверная для копирайтера ситуация: он работает, тратит время и силы, а заказчик вдруг меняет задание. Я в таких случаях соглашаюсь переделать – но за отдельную сумму. Как правило, платить не хотят и принимают работу, как есть.
Риск этой ситуации повышается, если копирайтер не конкретизирует задачу на стадии переговоров, и/или работает по постоплате.
Подведем итог
Из этих пяти примеров следуют два вывода: всегда выясняйте, для чего вашему заказчику нужен текст – тогда будете понимать, как его писать. И обязательно берите предоплату – это нормальная мировая практика для удаленных специалистов.
Кому неудобно – обещаю: вашу скромность как рукой снимет после пары-тройки таких вот неприятных историй. Но лучше до этого не доводить, как считаете?